обозлён, устал и под.
Не молод он. Устал... До чёрта обозлён, / Себя и то не жалко.
А. Твардовский, Дом у дороги. - Ты папу сейчас не дёргай, он злой до чёрта - у него на работе что-то случилось. (Реч.) - Ну, как ты живёшь? - Да нормально, всё хорошо. Работы только очень много - устаю до чёрта. (Реч.)
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в ДО ЧЁРТА.
Образ фразеол. основан на метафоре, которая уподобляет крайнюю степень человеческих эмоций неисчислимости нечистой силы.
фразеол. в целом выступает в роли эталона, т. е. меры, силы переживания, предельности эмоционального состояния; высшей степени экспрессивности.
автор:
И. С. Брилёва
-----------------------------------ДО ЧЁРТА
чего, кого у кого
Необыкновенно много, очень много.
Имеется в виду наличие у лица (Y) большого количества предметов (Z), лиц или других живых существ (X), а также проблем, забот, работы и под. (p). неформ. ✦ У Y-а до черта Z-ов <X-ов, P>.
неизм.
В роли именной части сказ. в безл. предлож.
И дичи здесь, братец, до чёрта, / Сама так под порох и прёт. С. Есенин, Анна Снегина.- В общем, проблем и неприятностей у меня до чёрта, не знаю, что и делать-то, с чего начинать. (Реч.)
Я отправилась к Апанасенко, потому что у него грудами лежат немецкие документы, до черта оккупационных паспортов и чего-чего только нет. И. Гуро, Дорога на Рюбецаль.
- Завтра у меня до черта работы, весь день придётся болтаться по городу. Давай встретимся вечером - тогда и поговорим. Л. Жуховицкий, Остановиться, оглянуться...
Старые люди говорят - конец света скоро: наводнений, землетрясений всяких до черта в последние годы. (Реч.)
- И друзей до черта, а пообедать негде, - услышал Митька над собой басовитое рыканье. Е. Леонов, Вор.
- А кто там у тебя? - Да жена, отец, брат... В общем, народу до черта. Н. Островский, Рождённые бурей.
- Вот что, хозяин, продай-ка мне одного петушка, а? - Изволь, товарищ Нагульнов, но ведь курица во щах слаще, выбирай любую, у бабы их до черта. М. Шолохов, Поднятая целина.
культурологический комментарий:
Образ, лежащий в основе данного фразеол., связан с образом, отражённым во фразеол. САМ ЧЁРТ (см. комментарий).
фразеол. соотносится с религиозно-антропоморфным кодом культуры, т. е. с совокупностью нравственных установок, а также имён, обозначающих небожителей, представителей нечистой силы и их отличительные характеристики, особенности поведения. В данном случае - с представлением об исключительной множественности чертей. В русском языке есть и другие, аналогичные, выражения, в которых с предлогом "до" соединяются различные наименования чертей: до беса, до лешего, до чемору и под. (Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии. Л., 1986. С. 255.)
Образ фразеол. основан на метафоре, которая уподобляет большое количество чего-л., кого-л. неисчислимости нечистой силы.
фразеол. в целом выступает в роли эталона, т. е. меры, необыкновенно большого количества, высшей степени экспрессивности.
автор:
И. С. Брилёва